«Проблема в том, что нам некуда приписывать вагоны. Владелец инфраструктуры (РЖД) отказался приписывать их к путям общего пользования, он больше этого не делает. А на путях необщего пользования у нас количество (свободных мест) чуть-чуть превосходит 360 тыс. единиц. Но на парк 1,39 млн вагонов — это совсем мизер. Плюс из этих 360 тыс. практически все на сегодня занято. Уже в апреле- мае собственники не смогут перерегистрировать свои вагоны. Ими вагон будет уже не востребован, он не сможет ничего возить, так как не зарегистрирован», — сообщил он.
Новый порядок приписки введен РЖД с октября 2024 года для борьбы с профицитом парка на сети. До октября приписка осуществлялась уведомительным характером.
Как пояснил «Эксперту» Евгений Семенов, регистрация и перерегистрация производятся в Росжелдоре в рамках Правил пономерного учета. «Пока вагон находится в производстве, вагоностроители оформляют его на себя и продают по доверенности с обязательной перерегистрацией в течете 45 дней», — пояснил он.
«На 10 км путей можно было приписать бесконечное количество вагонов. С октября приписка начала согласовываться с РЖД. Этот контроль вместе с отсутствием площадей для приписки остановит к апрелю-маю данную деятельность. Операторы уже сталкиваются с проблемами», — рассказал Евгений Семенов.
В 2024 году в России, по данным Росстата, было произведено 74,9 тыс. грузовых вагонов (+17,2% к 2023 году). Это один из максимальных объемов выпуска с 1990-х годов, он уступает лишь 2019 году.
В конце января в РЖД предлагали ряд мер для решения ситуации с профицитом вагонов. В частности, предлагалось обязать собственников нового подвижного состава регистрировать вагоны за квартал до сдачи.
Как объяснял журналистам замглавы РЖД, начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков, производство вагонов сегодня значительно превышает выбытие порожнего подвижного состава. В результате, растет количество вагонов на сети дорог.
«Поэтому с вагоностроительными заводами провели ряд переговоров, предложили механизм, который можно использовать, то есть продавать вагон без номера собственнику. И РЖД готовы обеспечить перевозку этого вагона как груз на своих осях, в нормативной документации это предусмотрено, с последующей припиской и присвоением номера данному вагону уже собственником на пути необщего пользования, к которому данный вагон будет приписан. Это одна из рекомендаций», — сообщал Михаил Глазков.
Вторая рекомендация касалась обязательства для будущего собственника заняться регистрацией вагона за 3 месяца до его сдачи. В 2024 г. объем погрузки на сети РЖД составил более 1,18 млрд т, что на 4,1% меньше показателя за 2023 г., сообщала компания.
Наряду с макроэкономическими факторами РЖД объясняли снижение погрузки внеплановыми ремонтами на предприятиях-грузоотправителях, введением правительством ограничений на экспорт нефтепродуктов, инфраструктурными ограничениями, связанными в том числе с пиком пассажирского движения на южных направлениях и ремонтно-строительными работами. Одним из факторов назывался также профицит парка вагонов.